Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Ледоколы Поморья: "Руслан"

Ледокольный флот Поморья невелик. Суда такого класса имеются только у двух организаций - архангельский филиал компании "Росморпорт" и Беломорская Военно-морская база в Северодвинске. В ближайшие несколько недель в рамках спецтемы "Ледоколы Поморья" будут изучены все ледоколы Архангельской области и начало этой интересной теме положит северодвинский патрульный ледокол проект 97П "Руслан".



Ледоколы проекта 97П являются завершающим этапом серии ледоколов проекта 97. С 1972 по 1980 год было построено 8 судов этой модификации. Они использовались пограничной службой как ПСКР и военно-морским флотом как патрульные ледоколы.

Ключевые отличия проекта 97П от прототипа заключаются: в отсутствии носового винта, увеличенной максимальной длине, более развитой надстройке и наличии вертолётной площадки для вертолёта Ка-25ПС, а затем Ка-27ПС. В процессе строительства и при модернизационных работах корабли внешне немного изменялись – менялись высота трубы и местоположение 30-мм автоматов, на некоторых из них отказались от РЛС "Вымпел".

Днём рождения ледокола "Руслан" считается 26 декабря 1973 года. В этот день, 42 года назад, ледокол проекта 97П заложили на стапеле Ленинградского Адмиралтейского объединения под заводским номером 02652.

Спустя почти 2 года, 29 августа 1975 года, на корабле взвился флаг вспомогательного флота СССР, и ледокол отправился к месту постоянного базирования на Северный флот в город Северодвинск. С тех пор он служит в составе Беломорской военно-морской базы.

Сейчас, несмотря на свой возраст, этот крепкий и надёжный долгожитель до сих пор выполняет все поставленные командованием задачи. Передаём слово капитану ледокола Александру Владимировичу Мокину:

2. Капитан ледокола "Руслан" Мокин Александр Владимирович.


- Александр Владимирович, как вы стали капитаном ледокола "Руслан"?

- После окончания мореходки я попал по распределению в воинскую часть №90212. Сейчас она называется 133 группа судов обеспечения. До 1986 года я командовал морским буксиром МБ-116, а затем меня перевели на "Руслан", где я работал в должности старшего помощника при капитане Красовском Николае Ивановиче, который и научил меня "ледоколить".

В ноябре 2003 года Николай Иванович вышел на пенсию, и командир части предложил мне возглавить экипаж ледокола "Руслан". Так я и стал капитаном этого ледокола.

3. Каюта капитана.


- Какая основная работа ледокола "Руслан".

- Предназначение ледокола - обеспечение действий основных сил флота в ледовых условиях. Какие бы задачи перед силами флота не ставились - мы должны обеспечить их работу в ледовых условиях. Как правило, это проводка в ледовых условиях боевых кораблей и разведка ледовой обстановки. Также к нашим задачам можно отнести доставку личного состава или груза до корабля.

4. Ходовой мостик.


- Привлекают ли вас к работе с гражданскими ледоколами?

- Бывает, но последний раз это было очень давно, в 1988 или 1989 году. Мы работали на Северной Двине и выполняли задачи, которыми обычно занимаются гражданские ледоколы - кололи лёд и проводили суда.

5. Ледокол проекта 97П "Руслан".


- Что самое тяжелое в вашей работе? Или "Руслану" всё по силам?

- По силам всё, что позволяют тактико-технические данные ледокола. "Руслан" предназначен для прохождения ровного льда до 50 сантиметров. Это значит, что если идеальные условия и лёд ровный, то "Руслан" должен идти по нему ходом, без остановки. Но в жизни такого не бывает. Лёд в Белом море торосистый, поэтому все зависит от конкретных условий, в которых работает ледокол.

В 2003 году была сложная ледовая обстановка, когда Белое море было целиком покрыто льдом. На тот момент кроме нас в море находилось три атомных ледокола Росатомфлота.

Когда на связь с нами вышел капитан атомохода "Таймыр" и узнал, что мы работаем в таких сложных погодных условиях, он очень удивился. Обычно, если посмотреть на карту, в Белом море зимой есть большие промежутки чистой воды. В ту зиму их не было. Наш "Руслан" справился, хотя это было выше его сил.

6. Вид на надстройку с вертолётной площадки. По бокам видны места для установки артиллерийской установки АК-630.


- Выполняете ли работу за пределами Белого моря?

- Мы работаем по указанию. Прикажут - пойдём. Зона нашей ответственности - Белое море. Район плавания неограниченный. Сейчас, в силу возраста ледокола, есть определённые ограничения. Но задания последнее время распространялись только на бассейн Белого моря. А так ледокол бывал и в Карском море, и в Баренцевом море, и даже ходил вокруг Европы.

7. Оператор центрального поста управления (ЦПУ).


8. Контроль параметров работы главного распределительного щита.


9. Оператор центрального поста управления (ЦПУ).


- Вокруг Европы?

- Это было до меня, очень давно, в 1977 году, когда ледокол отправлялся на плановый ремонт в югославский город Сплит.

10. Машинное отделение.


11. Машинное отделение.


- Есть ли "Руслана" вооружение?

- На ледоколе "Руслан" и его систершипах проекта 97П была носовая артиллерийская установка АК-726 и две артиллерийских установки АК-630 стояли на остовах. В 1977 году, по правилам прохождения проливов, в данном случае Гибралтара, вооружение было демонтировано в Мурманске. А поскольку ледокол уже числился в составе вспомогательного флота, то командованием было принято решение вооружение не ставить. Но, если будет необходимость, поставим. Места для этого есть.

Также на ледоколе имеется радиоэлектронное вооружение и есть взлётно-посадочное площадка для вертолёта типа Ка-27ПС.

12. Кают-компания.


- Какая численность экипажа?

- Сейчас 38 человек. Когда ледокол был молодым и военным, то было 125 человек.

13. Камбуз.


14. Камбуз.


- Чем занимается экипаж летом.

- Своей задачей, лёд колоть и обеспечивать силу флота, занимается ледокол, а экипаж занимается тем, чтобы ледокол мог выполнять эти задачи. То есть, техническое обслуживание механизмов и поддержание техники в боевом порядке. Главная задача экипажа заключается в том, чтобы "Руслан" в любой момент времени мог выйти в море и выполнить всё порученные задания.

Также, кроме трудовых обязанностей на ледоколе, мы обязаны поддерживать уровень своей подготовки не ниже достигнутого. Для этого проводятся занятия. У нас есть суточный план, по которому мы занимаемся чисткой, ремонтом, обслуживанием механизмов и занятиями по своей специальности. Ежегодно сдаём зачёты по аналогии с военными.

15. Столовая личного состава.


- Какие сейчас задачи у ледокола?

Сейчас у нас определённая готовность, которая выражена временным промежутком. Это означает, что экипаж должен сделать всё, чтобы в указанное время ледокол смог отойти от причала и выполнить поставленные перед нами задачи.

16. Место для установки новосой артиллерийской установки АК-726.


- Ваши дети пошли Вашим стопам?

- Напрямую не пошли, но если читать устав, то можно притянуть. Сын юрист, а у меня в уставе написано, что я должен выполнять законы Российской Федерации, то есть я тоже где-то краем и юрист. Дочка - менеджер. Я тоже управляю судном. Менеджмент — это управление. Если так словоблудствовать, то частично они пошли по моим стопам.

17. Ледокол проекта 97П "Руслан".


- У вас в каюте много хоккейных принадлежностей. Увлекаетесь хоккеем? Может у вас на ледоколе наберётся целая хоккейная команда?

- Да, играю в команде. К сожалению, на ледоколе в хоккей играю только я. В своё время у нас была футбольная команда и считалась командой тыла, но сейчас уже никто не играет.

- Александр Владимирович, спасибо за интервью и успехов Вам в столь нужном деле!

Tags: Проект 97, Проект 97. "Руслан"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kuleshovoleg march 23, 2011 23:36 1
Buy for 100 tokens
Уважаемые читатели, я решил начать эксперимент по самостоятельному выживанию за счет блога. Цель - наполнение журнала интересными и эксклюзивными материалами. Если у Вас есть желание поддержать мой блог, Вы можете это сделать следующими способами: Кошелек на Яндекс.Деньги - 4100135737234 Карта…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments