Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Железнодорожный Севмаш

Датой рождения железнодорожного цеха №21 "Севмаша", а тогда завода №402, принято считать 16 сентября 1940 года. Тогда в составе цеха, помимо нескольких паровозов и десятка вагонов, был и гужевой, и автомобильный, даже водный транспорт.



Сейчас общая протяженность железнодорожных путей "Севмаша" составляет 47 километров, на смену паровой тяги пришли современные тепловозы, вырос и вагонный парк. Впрочем, история и развитие железнодорожного цеха "Севмаша" связаны и с историей строительства самого Северодвинска.

Первые строители будущего гиганта отечественной промышленности – шестьдесят юных парней и девчонок – высадились у стен Николо-Карельского монастыря 18 июня 1936 года. Следом за колесным пароходом "Иван Каляев", который доставил строителей, пришли несколько буксиров с баржами с материалами и инструментами. И за первые четыре месяца стройки в суровых условиях юные комсомольцы проложили более 50 километров железнодорожного полотна до Архангельска, куда с ноября 1936 года шли составы с грузами для будущего завода. А 1 апреля 1937 года ВЦИК отнес населенный пункт при заводе №402 к категории рабочих поселков под названием Судострой.

Интересный момент, вплоть до 1964 года железной дороги в самом Архангельске не было. Ж/д ветку к городу подвели еще в 1898 году, но, из-за того, что через Северную Двину не было моста, вся инфраструктура и городской вокзал располагались на противоположном берегу. В летнее время функционировала паромная переправа, зимой – ледовая. Кстати, так перевозили грузы, которые приходили сюда по ленд-лизу. Для справки, за все время полярных конвоев портовики Архангельска обработали более 60 тыс вагонов, приняли и отправили около 1 млн тонн военных грузов.

В период ледостава сухопутной связи Архангельска с большой землей не было вообще. Только после строительства, так называемого, старого моста, железная дорога появилась в самом городе, а спустя год там появился и городской вокзал.

4. Памятник "Полуторке", "Севмаш".


Но вернемся к Северодвинску. Одна из основных достопримечательностей города, которая отражена во всех путеводителях и справочниках – Кудемская узкоколейная железная дорога. Многие называют ее самой красивой узкоколейкой в России. К тому же, это полноценный вид пассажирского железнодорожного транспорта, что является довольно редким случаем в современной России. Узкоколейка соединяет станцию Водогон, расположенную на западной окраине города, с поселками Белое Озеро и Палозеро. По всей Архангельской области пока работают 12 узкоколейных дорог, но транспорт это умирающий. Специалисты прогнозируют, что к 2020-2025 году практически все они исчезнут.

5. Железные дороги "Севмаша".


Сейчас общая протяженность железнодорожных путей на "Севмаше" 47 километров, из них в первой промышленной зоне 31 км, во второй – 15 км. В промзоне №2 расположено основное складское хозяйство: склады стали, оснастки, всего оборудования находятся там. Плюс в цехе №19 проложено еще 930 метров путей.

6. Путевая техника железнодорожного хозяйства "Севмаша".


Основной тяговый парк предприятия – 7 промышленных тепловозов (ТГМ-4А , ТГМ-4Б, ТГМ-4Л), 10 железнодорожных кранов (КЖ- 662 г/п 32 т, ЕДК-500 г/п-80 т и ЕДК-300 г/п-60 т производства ГДР), которые используется и для грузоподъемных операций на предприятии, 2 снегоочистителя марки СДПМ-2, СДП.

7. Путевая техника железнодорожного хозяйства "Севмаша"


На шести тепловозах "Севмаша" установили электронные комплексы сбора и регистрации данных КПД-3ПА, для того, чтобы техника могла выходить на пути общего пользования.
Краны марки (КЖ-662)

8.Депо "Севмаша".


Есть свои спецсредства для обслуживания путевого хозяйства: путеремонтная машина ПРМ-3М, универсальная машина для смены шпал – МСШУ-4, грузовая дрезина ДГКУ-2417. Вагонный парк состоит из 217 вагонов разных типов: и открытые полувагоны, и вагоны-цистерны, вагоны-самосвалы для вывоза производственного мусора, крытые вагоны и т.д.

9. Памятник паровозу.


Модель паровоза, изготовленная силами работников в 2011 году. Все детали и узлы модели собраны из действующего подвижного состава, со списанных вагонов, платформ. Отдельные вещи, такие как прожектор, от настоящего паровоза.

10. Тепловоз ТГМ-4А "Севмаша".


Главный маневровый район с приемо-отправными путями. За границей предприятия начинается подъездной путь с выездом на станцию Северодвинск. Здесь формируются составы для отправки в промзону №2.

11. Путевая техника железнодорожного хозяйства "Севмаша".


Депо "Севмаша" построено было в 1967 году. С тех пор оно неоднократно реконструировалось и модернизировалось.

12. Депо "Севмаша".


Здание рассчитано на 4 стойла, одновременно здесь могут обслуживаться до 8 единиц подвижного состава, тепловозы, железнодорожные краны и вагоны.

В основном пролете депо ведутся все виды ремонтных работ: ТР1, ТР2, ТР3 тепловозов, ж/д кранов, и всего подвижного цеха №21. Кроме того, в здании находятся отдельные помещения для диагностики и ремонта топливной аппаратуры, имеется свой небольшой станочный парк, склады запчастей и расходных материалов.

Потенциально техническая база депо позволяет проводить любые виды ремонтов тепловозов вплоть до капитальных при наличии лицензии.

13. Путевая техника железнодорожного хозяйства "Севмаша".


В 2005 году "Севмаш" получил лицензию на подготовку работников железнодорожного профиля: машинистов и помощников машинистов тепловозов, составителей поездов, монтеров пути. Предприятие фактически выступает в роли техникума. Молодежи в железнодорожном хозяйстве с тех пор прибавилось заметно.



Tags: Судостроительный завод "Севмаш"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kuleshovoleg march 23, 2011 23:36 1
Buy for 100 tokens
Уважаемые читатели, я решил начать эксперимент по самостоятельному выживанию за счет блога. Цель - наполнение журнала интересными и эксклюзивными материалами. Если у Вас есть желание поддержать мой блог, Вы можете это сделать следующими способами: Кошелек на Яндекс.Деньги - 4100135737234 Карта…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments