Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Ладожская верфь — кузница "рыбаков" и "Фонтанок"

В небольшом городке в 120 км от Санкт-Петербурга работает "Ладожская верфь" – бывшая РЭБ рыбколхоза им. М.И. Калинина, а ныне самостоятельное предприятие.



В ноябре этого года работники верфи спустили на воду очередной теплоход проекта 2105 — судно типа "Фонтанка", который пользуется большим спросом у туристов в Санкт-Петербурге.

Корабел.Ру приурочил к этому событию поездку в Новую Ладогу, где журналисты портала поговорили с Валерием Рзяниным, генеральным директором Ладожской верфи, и Сергеем Носовым, главным инженером верфи, об истории предприятия, взаимоотношениях с рыбаками и пассажирском судостроении.

2. Валерий Рзянин - генеральный директор ООО "Ладожская верфь".


О рыболовецком флоте

- Расскажите, пожалуйста, занимается ли сейчас верфь ремонтом или строительством рыболовных судов?
- Занимается, но сегодня ремонта и новостроя стало мало. Хотя изначально ремонт и строительство рыболовецких судов были нашим основным направлением. Раньше верфь входила в состав рыбколхоза им. Калинина, одного из крупнейших на Северо-Западе. Сегодня Ладожская верфь продолжает дело рыбколхоза.

- Какие типы судов строили и ремонтировали?
- В основном, лодки и рыбопромысловые суда — МСП (малый сетеподъемник) проекта 111 и ССП (средний сетеподъемник) проекта 211. Проекты передались нам по наследству от Межколхозного бюро. Раньше МСП и ССП отправляли по всему Советскому Союзу: в Калининград, на Байкал, Черном море и Белом море и т.д.

- Какая сейчас доля рыбаков в общем портфеле ваших заказов?
- Совсем небольшая, но сейчас прослеживается определенная тенденция: государство начало обращать внимание на рыболовный флот. В марте этого года мы были в Мурманске на форуме по судостроению и безопасности мореплавания. В нем принимали участие Росрыболовство, представители Минпромторга и судостроительных предприятий, судовладельцы. На форуме разговор шел преимущественно об обновлении крупнотоннажного рыболовного флота. Мы же занимаемся строительством маломерных судов. Их заказывают, в основном, малые предприятия и частные заказчики, которые занимаются прибрежным ловом на озерах и реках. Это разные сегменты рынка.

- Есть ли какие-то положительные изменения в этом вопросе?
- Наша верфь начала взаимодействовать с калининградскими рыболовецкими компаниями, им нужна серия судов. Там есть и другие судостроительные предприятия, но если мы предложим более хорошие условия, то сможем конкурировать с ними.

- Какие основные клиенты среди рыболовецких компаний?
- В основном, это частные предприятия. Когда колхоз развалился, звенья стали отдельными компаниями — к примеру, "Окунь", "Прибой" и многие другие. У них на балансе были от одного до четырех работающих судов. Но в последнее время многие компании и частники продали свои суда. В Волховском районе стало очень мало рыбы. Сейчас много ловят в Карелии и на Балтике.

- А инфраструктура рыбаков на Ладоге осталась?
- Амбары, где они чинят снасти и проводят мелкий ремонт судов.

3. Рыболовецкие суда на ремонте.


- Что сейчас составляет основу ладожских рыбаков?
- Средние сетеподъемники, малые сетеподъемниками и СРБ — средние рыболовные боты.

- И какое у них техническое состояние? Какой износ?
- Износ большой. Многие суда уже практически непригодны для работы.

4. В прошлом "рыбаки", ныне - парусники на ремонте.


- Их хоть немного обновляют? Строят ли новое?
- Практически нет. Так, латают что-то, а новостроя практически нет.

- Сколько промысловых судов построила Ладожская верфь за текущий год?
- За 2016 год мы построили три рыболовных судна. Два новых средних сетеподъемника из них мы отправили в Мурманск. Причем впервые перевозили трейлером в сборе. Сетеподъемники имеют длину 16 м и высоту 4 м. Раньше малые сетеподъемники отправляли исключительно железнодорожным транспортом, потому что подходят по размерам. Средний сетеподъемник уже не получается отправить: либо на двух платформах, либо своим ходом до заказчика.

5. СРБ-34 на отстое.


- Кто в Ленинградской области и Карелии ваши основные конкуренты среди ремонта рыболовецкого флота?
- Конкурентов у нас нет. Мы получили в наследство проекты рыбоколхоза, которые строили только тут. При Союзе каждое предприятие занималось производством собственных проектов. Наши проекты строили у нас, поэтому и ремонтируем их тоже мы.

- Рыболовецкий флот очень насыщен оборудованием, с производством которого в нашей стране проблемы. Чем снабжаете строящиеся суда?
- Наукоемкое и дорогое оборудование зарубежного производства монтируется на больших траулерах, ярусоловах, плавбазах и т.д. На малых промысловых судах все проще: обычные сетевыборочные машины либо траловая лебедка.

- Какой процент отечественного оборудования на рыболовецких судах?
- Российского уже практически не осталось. Я бы сказал, что отсутствие промыслового оборудования – это не главная проблема. У нас, например, нет даже главных двигателей, особенно на маломерный флот. Поэтому приходится предлагать заказчику импортный двигатель. Если у заказчика нет денег, то поступаем проще – конвертируем тракторный двигатель в судовой. Выкручиваемся.

- Сколько рыболовных судов вы готовы строить в год?
- Наши производственные мощности позволяют нам сдавать до 4-х судов типа ССП в год. И мы можем нарастить эту цифру до 6-ти в год. Если будет серьезный заказ. По отраслевым изданиям видно, что все наши заводы работают, в основном, по линии Министерства обороны: строят корветы, фрегаты, подводные лодки. Мы военкой не занимаемся, а гражданского судостроения сейчас в стране мало, мало и заказчиков. Прогнозировать загрузку даже на пять лет проблематично. Поэтому когда меня спрашивают о планах, я всегда отвечаю: придет заказчик, закажет пароход — будем строить. Не придет — значит, будем искать другие варианты.

Кадры: вопросы и проблемы

- При появлении крупного заказа вы имеете возможность нарастить количество работников. А откуда народ планируете брать?
- Сейчас на Ладожской верфи работает 40 человек. У нас есть постоянный костяк рабочих. Все сотрудники верфи — местные жители. Наемных или приезжих в коллективе нет. Если появится необходимость привлечь кадры, то можно воспользоваться предложениями со стороны, к примеру, с Украины. Оттуда постоянно звонят, различные выездные бригады предлагают свои услуги. Единственная кадровая проблема — это проблема с молодежью.

6. Сварщики Ладожской верфи.


- В Новой Ладоге проблемы с молодежью?
- Мне кажется, эта проблема присутствует везде. Раньше молодежь обучали в профтехучилищах. Сейчас ПТУ нет, и теперь рабочим специальностям не учат. К примеру, на нашей верфи все токари — это пенсионеры. Кем замещать достаточно старый контингент? Квалифицированной молодежи нет. Сейчас профессия токаря почему-то не считается престижной среди молодежи. У нас молодые токари месяц поработают и уходят. А ведь это трудная, но интересная работа. Хорошо, что хотя бы у сварщиков есть училище. Но и квалифицированных специалистов в сварке надо постараться найти.

- А какая средняя заработная плата на верфи?
- В среднем выходит 25 тысяч. Кто-то получает больше, кто-то меньше.

Проект, подаренный Петербургу

- Какую часть в работе верфи занимает судоремонт?
- Примерно треть всех работ – это судоремонт. Порой даже до половины доходит. Сейчас две "Фонтанки" строим, две "Фонтанки" ремонтируем. Еще встал на ремонт плашкоут "Монастырский" со Спасо-Преображенского Валаамского монастыря для замены обшивки и капитального ремонта.

7. Плашкоут "Монастырский" на ремонте.


- Давайте поподробнее обсудим вашу "Фонтанку". Вы в ноябре спустили на воду очередной теплоход проекта 2105. Заказчик — петербургская компания?
- Да, потому что эти теплоходы созданы исключительно для Санкт-Петербурга. Для петербургских каналов важен каждый сантиметр, не говорю уже про бесчисленное множество различных мостов. Проект 2105 реализовало ООО "Центральная измерительная лаборатория" для Северной столицы по нашему заказу. От традиционной "Фонтанки" Р-118 наш проект 2105 отличается принципиально иными обводами корпуса и системой набора.

- Других прогулочных судов не делаете?
- Нет. "Фонтанка" – единственный тип теплохода. Уже проверено на практике и из личного опыта, что на него большой спрос у пассажироперевозчиков.

- А заказывают, в основном, бюджетный вариант или с хорошим оснащением?
- Заказывают разные теплоходы. Но стоит заметить, что "Фонтанки" практически идентичны, потому что в проект сложно внести какие-то изменения из-за надзора Регистра. Для того чтобы что-то добавить или изменить, следует согласовывать большой пакет документов. С Российским речным регистром ведется очень строгая работа.

- Про оборудование на "рыбаках" мы поговорили, а что за оборудование стоит на "Фонтанках"? Какой процент отечественного?
- На "Фонтанке" преимущественно установлено российское оборудование. За исключением рулевой системы, ее нам поставляет голландская компания "Vetus". Собственно, ее мы используем и на пассажирских, и на рыболовецких судах. "Vetus" предлагает хорошие цены и надежное оборудование. Двигатель отечественный — ЯМЗ, водометы производили на Костромском судомеханическом заводе.

О насущном

- Кризис и санкции сильно отразились на работе верфи?
- Отразились. Причем порой загадочным образом. Выходили на рынок Египта — египтян интересовали и до сих пор интересуют наши проекты: и рыболовецкие суда и пассажирский флот. Ведь на реке Нил и "пассажиры" ходят, и рыбу ловят. Доходим до стадии подписания договора. И случается трагедия над Синаем — происходит крушение российского самолета. И в одно мгновение все связи с Египтом наша страна разрывает, срывая наш контракт. Кажется, что крушение никаким образом не касается нас за исключением национальной трагедии. Но отразилось напрямую на нашей работе. Из-за разрыва отношений с нашей страной у Египта низко упал туропоток из России, а это отразилось на финансировании.

8. Производственный цех Ладожской верфи.


Причем египетская делегация посещала Россию в сентябре. Прибыли в Калининград по поводу заказа на строительство судов. У египтян возникли проблемы с визой — им дается всего 6 дней на посещение страны, а мы-то без визы можем прилететь в Калининград. Они все дни потратили на поезду в Калининград и не смогли до нас доехать, хотя очень хотели познакомиться с производством Ладожской верфи, "пощупать". Изначально Египет планировал заказать 4 судна.

- А что за типы судов?
- Пару "Фонтанок" и пару ССП.

- Сколько на сегодня судов построила верфь?
- С 2005 года со строящимися сейчас это будет 53-е пассажирское судно, из них 34 "Фонтанки". Сейчас в цехе строятся два теплохода проекта 2105. Весной будет спуск. Оранжевая "Фонтанка", что спускали в ноябре, — теплоход "РКМ-1".

9. Теплоход проекта 2105 тип "Фонтанка" - "РКМ-1".


- Кто-нибудь еще строит "Фонтанки"?
- Ладожская верфь начинала вместе с "Петротранс-инжиниринг", мы совместно осуществляли проекты ПС и "Фонтанки". Позже "Петротранс" реализовал проект "Мойка" и занимался их строительством.

- Где базируется строительство судов у "Петротранс-инжиниринг"?
- Они уже лет пять не занимаются судостроением. У них появились проблемы с Регистром, и у компании отозвали лицензию. А чтобы строить "Фонтанку", как и любое другое судно, нужно иметь свидетельство о признании.

10. Строящийся теплоход проекта 2105 типа "Фонтанка" на стапелях Ладожской верфи.


Наша верфь в прошлом имела еще два других проекта: "Ладожанка" и ПС, но они особо не пользовались спросом. Раз в три года заказывали. А "Фонтанку" берут и сейчас. Реновация любого проекта происходит раз в пять лет. И реновацию ПС и "Ладожанки" мы не стали делать из-за отсутствия спроса, а реновацию "Фонтанки" произвели. Так ушли остальные проекты, оставив самый ходовой теплоход.

- Пытались ли открывать для верфи новые направления? Для других городов с доступом к реке строить?
- Предложения поступают всегда, и в перспективе есть ряд заказов. Из Тюмени от владельца сети отелей поступало предложение на строительство теплоходов. Но проблема заключается в том, что другие региональные города, несомненно, прекрасны, но там нет такой популярности прогулок по реке и такого архитектурного богатства, как в Санкт-Петербурге.

- Огромное спасибо за содержательную и интересную беседу! Желаем верфи успешного развития и получения новых заказов!

Беседовали Александр Ивакин и Кирилл Воловик.

Tags: Ладожская верфь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kuleshovoleg март 23, 2011 23:36 1
Buy for 100 tokens
Уважаемые читатели, я решил начать эксперимент по самостоятельному выживанию за счет блога. Цель - наполнение журнала интересными и эксклюзивными материалами. Если у Вас есть желание поддержать мой блог, Вы можете это сделать следующими способами: Кошелек на Яндекс.Деньги - 4100135737234 Карта…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments