Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Новый корабль в старом корпусе

Блог северодвинского предприятия "Звёздочка (zvezdochka_ru) опубликовал замечательный материал про ремонт и модернизацию атомных подводных лодок проекта 971.

С приходом в 2011 году и принятием в ремонт АПЛ "Леопард" "Звездочка" открыла эпоху ремонта и модернизации многоцелевых лодок проекта 971 (шифр "Щука-Бм), более известных корабелам и военным морякам как "Барсы". Сегодня рядом с "Леопардом" на стапеле заводского эллинга стоит "Волк" - второй представитель этой серии из состава подводных сил Северного флота. Два их собрата с Тихого океана – "Братск" и "Самара" ещё ждут своей очереди встать на твёрдое основание.
Несмотря на загруженность предприятия ремонтом и модернизацией подводных и надводных кораблей различных проектов, строительством серии судов спецназначения для ВМФ единственным исполнителем контрактов по обновлению "Щук-Б" была выбрана именно "Звёздочка".
Дело в том, что Центр судоремонта "Звёздочка" на сегодняшний день остался единственным в России предприятием, которому по плечу масштабная программа по модернизации АПЛ. Поэтому командованием ВМФ было принято решение по закреплению за головным предприятием Центра судоремонта и его филиалом – "Нерпой" реализации части программы по поддержанию боеготовности группировки многоцелевых АПЛ. Более того, в отечественном судоремонте "Звёздочка" - наиболее развитое предприятие, обладающее огромным и, самое главное, актуальным опытом работы в технически сложных проектах. Таким проектом, например, была модернизация всех стратегических ракетоносцев проекта 667БДРМ – основы морской составляющей сил ядерного сдерживания. Этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что тихоокеанские "Барсы" прибыли на усовершенствование именно на ягринскую верфь.
Всех их помимо ремонта ждёт глубокая модернизация, после которой изменится и шифр проекта. Работы по модернизации коснутся как "начинки" - всех систем и комплексов, так и корпуса корабля. Многоцелевые АПЛ III поколения проекта 971М по обновлённым тактико-техническим характеристикам приблизятся к АПЛ следующего поколения – проекту 885 "Ясень". Можно сказать, что будет создан новый корабль в старом корпусе.


Неизбежный вывод из действующего состава подводных лодок II и III поколения,физическое и моральное устаревание АПЛ проекта 971, имеющих за плечами более 20 лет службы, особенно в отсутствие необходимого ремонта, в совокупности с крайне низкими темпами ввода в строй кораблей IV поколения, заставляет командование ВМФ со всей серьёзностью относиться к поддержанию существующей группировки многоцелевых атомных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов.
Проводимый в последние годы ремонт по фактическому состоянию не может преодолеть моральное старение средств радиоэлектронного вооружения и технических средств. Да и характеристики ударного комплекса кораблей уже не отвечают в должной мере современным требованиям. Для поддержания группировки многоцелевых АПЛ, говоря о проекте 971, требуются ремонт и модернизация, по мнению специалистов, включающая в себя ряд обязательных элементов. Эти направления должны охватывать переход на современный уровень систем управления, связи и навигации, гидроакустики, БИУС и других систем РЭВ, внедрение передовых образцов ракетно-торпедного вооружения широкой номенклатуры, средств обеспечения ядерной безопасности, живучести, обитаемости, эксплуатационной надёжности, уменьшения акустической заметности.
Общий комплекс работ по ремонту и модернизации позволит продлить срок службы данных кораблей ещё на 15 лет. Если учесть, что срок их службы только лишь с поддерживающим ремонтом составляет четверть века, то полтора десятка лет до момента ввода в строй необходимого количества АПЛ IV поколения - достаточная гарантия поддержания боеспособности многоцелевой группировки


Под реализацию столь масштабной задачи даже много десятилетий успешно справляющейся с ремонтом АПЛ верфи пришлось проводить серьёзнейшую подготовку, начиная от согласования конструкторской документации с проектантом до реконструкции своих производственных мощностей.
К сожалению, благие начинания, как часто случается, столкнулись с суровой реальностью. Классическая схема "сперва проект,затем исполнение в металле" фактически была поставлена с ног на голову. Корабли приходят в ремонт, а НИОКР и техперевооружение верфи ещё продолжаются, несмотря на то, что отмашка о начале выполнения контракта дана. Из-за спешки с выполнением общей задачи судоремонтники вынуждены идти впереди проектантов, которым в свою очередь в срочном порядке приходится вносить постоянные корректировки в "сырую" конструкторскую документацию, подолгу отрабатывая вопросы, требующие оперативного решения.Такая рассинхронизация между проектантом и исполнителем неизбежно выливалась в отставание от плановых задач. И это только одна составляющая непростого процесса обновления "Барсов".
Лодки данного проекта относятся к III поколению, в которое советскими проектантами и конструкторами были привнесены самые новейшие на тот период научные и технические разработки. Повышение роли автоматизации процессов в управлении системами и комплексами корабля позволило снизить количество членов экипажа.С другой стороны, это выразилось в плотной компоновке оборудованием внутреннего пространства лодки. Был изменён и подход к строительству кораблей проекта 971, с переходом на блочный, когда зональные блоки в готовом виде помещали в корпус. Всё это, несомненно, усложняет и так непростой процесс модернизации данных АПЛ, требуя новых концепций реализации данной программы.
На примере первенца серии для предприятия – "Леопарда" можно судить о тех сложностях, что выпали на долю корабелов "Звёздочки".Уже на этапе демонтажа оборудования, корпусных конструкций, дефектации корпуса и оборудования пришлось столкнуться с инертностью проектных организаций, до нескольких месяцев задерживающих выпуск конструкторской и технологической документации. Отдельной строкой в общем ходе ремонта и модернизации идёт процесс изготовления и ремонта оборудования заводами-изготовителями. Ситуация, к сожалению, характерна не только по отношению к данным кораблям. Многие предприятия еле сводят концы с концами, некоторые вовсе исчезли из когда-то всесоюзной сети промышленной кооперации. Надо признать, что задержки поставок основного оборудования и ЗИП для ремонта стали головной болью для строителей "Звёздочки".


Тем не менее, процесс идёт. Продолжается монтаж фундаментов под оборудование, испытания элементов корпуса и цистерн. С существенной задержкой, но "Леопард" предъявлен к электромонтажным работам, и они уже вовсю выполняются. Набранный темп работ и поступающее оборудование (хоть и с более чем полугодовой задержкой) позволяют с уверенностью сказать, что заказ будет сдан в обозначенный госконтрактом срок. Анализ ошибок, полученных при работах на головном корабле серии "Барсов", существенно сократит срок возвращения в строй остальных кораблей данного проекта.
Своевременное выполнение поставленной задачи требует от предприятия также реализации ряда инвестиционных проектов по техническому перевооружению и реконструкцию производственных мощностей "Звёздочки". Помимо этого потребовалось внедрение широчайшего перечня средств технического оснащения заказов, в том числе стендов для испытаний и настройки систем и механизмов, средств обеспечения ремонта. Всё это предстояло "обкатать" на головном для "Звёздочки" «Леопарде". О том, какая обширная работа была проведена, говорят цифры. С момента подготовки и во время мероприятий по выгрузке и ремонту оборудования по сегодняшний день было изготовлено более 1400 единиц средств техоснащения заказов проекта 971М, что составляет более половины от требуемого количества. Создание и внедрение новых стендов при этом продолжается, для чего задействованы научно-исследовательские и проектные институты.
Что касается инфраструктуры, то нужно отметить: для проведения программы среднего ремонта и модернизации АПЛ III поколения в рамках федеральной целевой программы, рассчитанной до 2018 года, ведётся реконструкция и строительство ряда производственных и технических объектов верфи. За счёт многомиллиардных бюджетных и собственных средств проведена реконструкция котельной пара низкого давления, реконструкция цеха № 10, идёт техническое перевооружение цеха № 15 – стапельных цехов предприятия. В стадии реализации строительство и перевооружение ещё нескольких объектов. В их числе гидротехнические сооружения (в первую очередь, глубоководная и мелководная набережные), судоподъёмный и транспортно-передаточный комплексы, винтообрабатывающее производство.
К сожалению, именно данная совокупность факторов: запаздывание с реализацией программы техперевооружения (действительно длительной по времени и трудоёмкой), пробелы в предварительной проектной и организационной работе, невыполнение работ контрагентами - неминуемо сдвигали и продолжают сдвигать вправо выполнение госконтрактов на ремонт и модернизацию группы АПЛ проекта 971.
Подобная ситуация не нова для "Звёздочки". Аналогичным образом начинался старт многолетнего этапа заводских ремонтов АПЛ проекта 667БДРМ. Первоначальные трудности и нестыковки были общими усилиями ликвидированы, и в дальнейшем ремонт стратегических ракетоносцев поставлен на конвейер. С большой долей уверенности думается, что и в программе ремонта и модернизации "Барсов" изначальные шероховатости будут устранены, а последующие корабли проекта 971М будут возвращаться в строй согласно контрактным срокам.
Tags: Проект 971
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kuleshovoleg marzo 23, 2011 23:36 1
Buy for 100 tokens
Уважаемые читатели, я решил начать эксперимент по самостоятельному выживанию за счет блога. Цель - наполнение журнала интересными и эксклюзивными материалами. Если у Вас есть желание поддержать мой блог, Вы можете это сделать следующими способами: Кошелек на Яндекс.Деньги - 4100135737234 Карта…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments