Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Северные "альбатросы"

В июле мы начали серию интервью с директорами судостроительных предприятий Архангельской области: Севмаш и "Красная Кузница". Сегодня мы продолжаем ее беседой с Вячеславом Поповым - директором северодвинской компании "Альбатрос-Норд".



"Альбатрос Норд" - это небольшая судостроительная компания из Северодвинска, которая специализируется на изготовлении алюминиево-пластиковых и пластиковых катеров, лодок и изделий из стеклопластика. Речной и Морской регистры выдали компании свидетельства о признании на выполнение различных этапов работ.

2. Директор судостроительной компании "Альбатрос-Норд" Вячеслав Попов.


- Когда вы решили, что должны заниматься маломерным флотом? И как идут дела в этом направлении?

- Участие в строительстве первой лодки я принял в 1987 году на северодвинском предприятии "Севмаш". Мы с группой товарищей строили стеклопластиковую лодку. Позднее решил заниматься этим на профессиональном уровне. В тот момент очень долго обсуждался вопрос, что выпускать, так как номенклатура в Северодвинске очень большая и потребность довольно серьезная, хотя и специфичная. Спрос на лодки, как и на любой товар народного потребления, плавает: сегодня он есть, завтра нет, послезавтра снова появился, а потом опять пропал. Очень сильное влияние оказывает финансовое благополучие страны — от этого зависят объемы продаж и покупательская способность населения.

Сейчас мы занимаемся производством маломерного флота, изготовлением плавпричалов и другими проектами в этой нише. Сотрудничаем с нашими предприятиями-гигантами "Севмаш" и "Звездочка". Уверенно движемся вперед, изучаем новые технологии и увеличиваем номенклатуру продукции. Каждый год у нас появляется 2-3 единицы новых изделий: лодки, причалы, погреба, санки для буранов и другой моторной техники. Мы понимаем, что стоять на месте - это смерти подобно в любом бизнесе.

3. Производственный цех судостроительной компании "Альбатрос-Норд".


- Как находите покупателей и чем гарантируете качество?

- В последнее время делаем акцент на наш сайт, с помощью которого любой человек может увидеть нашу продукцию и узнать о ней. На сайте компании выставлены все наши сертификаты. Кстати, на сегодняшний день мы единственная фирма в Архангельской области, которая имеет сертификаты на выпускаемую продукцию по безопасности на катера и лодки согласно ГОСТа.

Все инженерно-технические рабочие нашего предприятия - это выходцы с военных заводов. Мы все привыкли к дисциплине. За качество нашей продукции отвечает специальная служба. Предприятие выпускает продукцию с нуля, до сдачи заказчику полностью самостоятельно: проработка маркетинга, разработка документации, изготовление, сдача ОТК, сдача заказчику. Наша организация по своей структуре, внешне может напоминать военный завод и отчасти это действительно так.

4. Производственный цех судостроительной компании "Альбатрос-Норд".


5. Производственный цех судостроительной компании "Альбатрос-Норд".


- О каких сертификатах идет речь?

- Любой продукт имеет определенные критерии для выпуска. И мы понимали, что наша продукция, лодки, будет попадать под обязательную сертификацию. Поэтому предварительно выпустили чертежи и согласовали их с Речным регистром. Они нам подсказали некоторые нюансы, мы подкорректировали их, сделали продукцию и испытали ее сначала для себя. После этого мы стали получать сертификаты. На тот момент, а это было около четырех лет назад, не действовал техрегламент Таможенного союза, и мы сертифицировали всю свою продукцию. У нас есть сертификат соответствия РФ по безопасности и по непотопляемости - это обязательное условие по любым транспортным средствам. У нас есть ГОСТ, в нём есть специальные пункты. В Архангельской области кроме нас никто этим не занимался. Мы здесь №1 кто занимается выпуском продукции, таким образом.

Одно время даже наблюдали такую ситуацию, что в розничных сетях магазинов архангельской области брали продукцию других фирм, выставляли её в своих магазинах, а потом ко мне приходили их покупатели и спрашивали - а сертификат где получить? По идее, ГИМС без данного сертификата не имеет права регистрировать лодки. У нас он есть, у остальных его нет. Как у всех остальных проходит регистрация в ГИМСе я не знаю. У нас все по такой схеме: заключаем договор на покупку лодки, даем копию сертификата соответствия, после этого человек идет в ГИМС и получает разрешение на эксплуатацию.

Теперь в силу вступил техрегламент Таможенного союза, и по нему мы оказались в нехорошей ситуации. Пока действуют старые сертификаты, но через год их действие прекратится, после чего мперед нами встанет стена юридических вопросов, которые надо будет преодолеть. К сожалению, я думаю, что таможенный регламент больше не поменяют, и он останется таким жестким.

6. Стекловолокно, из которого изготавливается стеклопластиковая продукция.


- Расскажите подробнее о производственной цепочке - как происходит выпуск продукции?

- Для того чтобы новое изделие появилось в производстве, необходимо выполнить ряд этапов. Сначала работают маркетологи. Им необходимо понять, существует ли на какое-либо изделие спрос в Северодвинске и регионе. Затем проектируем изделие на бумаге.

6, Производственное помещение судостроительной компания "Альбатрос-Норд".


- У вас есть для этого свой конструкторский отдел?

- Да, у нас есть конструкторский отдел, и в нем работают молодые ребята. Чем хорош наш город - здесь довольно высокий потенциал конструкторов, которые специализируются на судостроении. Производственная и обучающая база в Северодвинске довольно большая, поэтому всегда можно найти сотрудников-конструкторов, которые готовы работать. Иногда под конкретные заказы мы специально привлекаем молодых конструкторов и технологов — они хорошо знакомы с компьютером и порой рисуют модель быстрее, чем мы им объясняем, что нам нужно.

7. Компания "Альбатрос-Норд".


- Что происходит после того, как модель нарисована?

- После того, как прорисуем изделие, мы смотрим и обсуждаем дизайн. Потребителям, с которыми мы работаем, важен внешний вид продукта: если лодка не понравилась, значит не покупают. Туполев однажды сказал - некрасивые самолеты не летают. Мы можем эту цитату перефразировать и сказать - некрасивые лодки не ходят.

Затем мы переходим уже к воплощению - изготавливаем мастер-модель, то есть делаем имитацию лодки в натуральном размере. Модели делаем из всего что только можно использовать: дерево, металл, стеклопластик, даже гипс. После того как мастер-модель сделана, неопытный человек, незнакомый с такой технологией, может подумать, что это уже готовая лодка.

Дальше мы переходим к производству матрицы, с помощью которой делается аналогичная, но уже настоящая лодка.

В качестве материала в основном используется стеклопластик. На сегодняшний день изделия из него занимают порядка 80% нашего производства. Остальная часть лодок делается из алюминия. Он стоит дороже, поэтому спрос на такие лодки меньше. Все сварщики у нас аттестованные. Кстати, в Северодвинске с хорошими сварщиками ситуация благополучная — их можно найти, в отличии от Архангельска и области.

8. Стеклопластиковые погреба - ещё одно направление работы компании "Альбатрос-Норд".


- На вашем сайте указано, что в изделиях применяется алюминиевый сплав Amg-5. Почему именно он, а не, к примеру, AMg-61, который существенно лучше и по механическим свойствам и по коррозионной стойкости?

- Я могу сделать лодку и из серебра, но по стоимости, как вы понимаете, она будет дороже. И кто ее купит? У конструкторов есть хорошая поговорка: лучшее - враг хорошего.

Мы боремся за недорогой сегмент рынка. Есть высший класс, который хочет иметь хорошие и изысканные лодки. Мы делаем такие вещи, но в ограниченном количестве. Их производство сложней - изделия практически штучные. Сейчас у нас в работе на ремонте два больших катера, которые окрашиваем специальными французскими и корейскими красками. У них на палубу поклеен тик, в материалах используется красное дерево и бук. Таких лодок нельзя сделать много.

9. Катер в покрасочной камере.


10. Катер после ремонта и покраски.


- Вы сказали, что у вас катера в ремонте. То есть вы занимаетесь еще и ремонтом маломерных судов?

- Да. И ремонтных работ лучшего качества в Архангельской области не выполняет никто. Тем более, мы имеем признание Речного регистра, который позволяет нам заниматься этим видом работ.

11. Работа с тиком".


- А еще какие направления деятельности у вас есть?

- Также наше конструкторское бюро проводит расчеты. Сегодня в стране действует 36-й федеральный закон от 2012 года. Если раньше можно было изготовить любую лодку и поставить ее на учет в ГИМC, то сегодня закон говорит - проводить переделку и проводить расчеты должна организация, которая имеет признание либо Морского, либо Речного регистра. Так что если вдруг у кого-то возникнет желание переделать свое судно, мы всегда поможем с подготовкой документации и проведением работ по переоборудованию.

12. Матрица.


- Планируете ли расширение продукции?

- Расширяться мы готовы, так что осваиваем довольно большой спектр изделий. Раскрывать коммерческих тайн не стану, но скажу так: сейчас мы ведем подготовку к производству новых изделий. В связи с этим привлекаем к работе 10 новых конструкторов. Уже прорисовываем изделия, которые, надеюсь, пойдут в серию. Расширение производства — это наша главная задача на сегодняшний день.

Кстати, стоит рассказать, что мы участвуем в социальном кластере: сегодня начинаем осваивать рынок протезов. В связи с тем, что в Северодвинске сильно развита мехобработка, мы изготовили определенные протезы для протезных предприятий Архангельской области. Новая тема идет со скрипом, поскольку для изготовления таких изделий требуется оборудование. Сейчас мы вместе с "Корпорацией развития Архангельской области" решаем задачу по созданию определенных центров мехобработки, где сможем изготавливать протезы в рамках программы импортозамещения. Мы уже начали выдавать эту продукцию. Правда, количество пока ограниченное, так как наших мощностей и финансов не хватает на большие партии. Покупка оборудования - дело дорогое.

12. Производственный цех судостроительной компании "Альбатрос-Норд".


- А нет желания выйти за границы области или даже страны?

- С одной стороны, хотелось бы завоевывать заграничные рынки. Недавно выезжали с губернатором и представителями "Корпорации развития Архангельской области" в Финляндию. Показывали возможности нашей области и пытались понять их рынок. Рынок большой, как и спрос на их продукцию. Но, к сожалению, сами финны категорически отказываются покупать нашу продукцию даже такого же качества. У них все заточено под "покупайте все у нас, а не за границей - у нас лучшее". Меня коробит от этого, потому что такие катера, как у них, мы можем делать не хуже. Тем более, они часто применяют метод напыления стеклопластика, а это далеко не передовой и не лучший метод получения стеклопластика. Мы до сих пор применяем один из самых лучших и проверенных способов - ручное формование. Для этого мы проводим обучение своих рабочих по разработанной нами методике и в конце обучения аттестуем на право выполнения работ разными видами стеклопластика и различными видами отделочных материалов.


13. Будущая приборная панель.


- Ранее вы упомянули, что работали на "Севмаше". Участвовали ли вы в постройке атомных субмарин?

- В 1982 году я окончил ПТУ-1 по специальности токарь, после этого поступил работать на "Севмаш" в цех №8. Начинал свою трудовую деятельность на третьем участке. Первый год отработал токарем, а на второй год меня взяли оператором станков ЧПУ, где отработал около семи лет. Затем я проработал семь лет в первом училище мастером производственного обучения, где теперь уже сам готовил токарей для "Севмаша". И поэтому на вопрос, принимал ли я участие в постройке атомных субмарин, смело могу сказать: да!

Затем я работал на предприятии "Северный рейд", где одно время был начальником участка по ядерной взрыво-пожаробезопасности и обеспечению непотопляемости атомных подводных лодок. Заполнял подводные лодки полистеролом.

Из тех подлодок, на которых я работал, самая старая была построена в 1964 году. 627-й и 659-й проект. Это было в Советской гавани. Очень старые лодки, которые уже тонули. Мы их заполняли полистеролом, чтобы обеспечить непотопляемость, потому что на них находилась как ядерная зона, так и не отработанное топливо.

14. Компания "Альбатрос-Норд".


15. "Альбатрос-Норд".


- Давайте отойдем от разговоров о работе. Пользуетесь ли вы своей продукцией? Наверняка используете какую-нибудь из своих лодок для рыбалки или отдыха?

- Конечно! У меня на даче находится две лодки нашего производства, с вашего позволения, буду говорить - моего изготовления. Это предприятие моя гордость, в которое я вложил много сил.

Первая лодка тихоходная, весельно-моторная. Сейчас я в таком возрасте, что в спортзал не хожу, поэтому с утра, прогулятся туда-сюда на веслах 5 км - это удовольствие. На этой лодке стоит мотор "Кальмар", который в свое время изготавливался на северодвинском предприятии "Северный рейд". Это маленький компактный моторчик, потребляющий 200 грамм в час - ни о чем. Лодка экономичная, мореходная. На ней можно хорошо рыбачить.

Вторая лодка "Альтан-46". В прошлом году мы создали новую модификацию лодки. Раньше это был простой джонбот, а потом сделали из нее довольно комфортную лодку с тентом, консолью, креслом. Сегодня это не просто лодка за 50 тысяч рублей, а мини-катер стоимостью 100 тысяч рублей, в котором можно комфортно сесть в кресло, покрутиться в нем налево и направо. Сидеть в удобном кресле на рыбалке - это мечта любого рыбака.

16. Аэросани в ремонте.


17.


Tags: Интервью
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kuleshovoleg march 23, 2011 23:36 1
Buy for 100 tokens
Уважаемые читатели, я решил начать эксперимент по самостоятельному выживанию за счет блога. Цель - наполнение журнала интересными и эксклюзивными материалами. Если у Вас есть желание поддержать мой блог, Вы можете это сделать следующими способами: Кошелек на Яндекс.Деньги - 4100135737234 Карта…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments