Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Как появился северодвинский порт

31 августа Северодвинск и Архангельск будут отмечать 75−летие со дня прибытия на Север первого союзного конвоя. Суда "Дервиша"», так назывался этот арктический караван, везли стратегические грузы для воюющей с нацистской Германией Красной Армии. В память о подвигах экипажей советских и иностранных военных кораблей и гражданских судов, рабочих завода № 402, будущего Севмаша, персонала новорождённого Молотовского порта и жителей города. Городская газета "Северный рабочий" начинает цикл исторических публикаций.


Крупицы сведений

Как мы знаем, решение о строительстве и расширении морского порта в Молотовске было принято Государственным комитетом обороны СССР 17 сентября 1941 года. В развитие этой директивы 14 ноября приказом начальника Архангельского морского торгового порта было организовано морское агентство Архморпорта - Молотовский порт. Начальником был назначен Н.Т. Грищенко.

Причина создания нового портового участка известна: Архангельск не мог в одиночку оперативно перевалить направлявшийся по ленд-лизу громадный объём грузов. Как не мог обеспечить и надёжную навигацию в зимнее время, вместе с приёмом судов с большой осадкой.

А вот фактического материала, детально повествующего о том, как в условиях невероятных лишений на месте двух временных деревянных причалов возникло сложное и многопрофильное портовое хозяйство и кто заслужил вечную благодарность и признание за этот титанический труд, катастрофически мало.

В Государственном архиве Архангельской области хранится небольшое количество документов, относящихся к Молотовскому порту. Но и на этих скромных страницах, заполненных чернилами, содержится масса интересной информации, на которую ранее либо не обратили внимания, либо не публиковали, сочтя малозначительной.

И шесть кипятильщиц

Начнём со становления управленческого аппарата и организации труда. Приказом начальника Архморпорта Якова Львовича Бейлинсона от 20 ноября 1941 года начальником финансово-учётного отдела Молотовского порта был назначен Василий Зиновьевич Шпанов (фонд 340, опись 1, дело 3018). Этим же числом датируется приказ о командировании в Молотовск для решения оргвопросов в создаваемом порту начальника отдела механизации Архморпорта Степанова Н.И. 15 декабря 1941 года, видимо, в развитие вышеназванного приказа, в Молотовск была переведена бригада механизаторов в количестве 12 человек.

Ещё одним документом были установлены тарифные ставки для оплаты труда различным категориям работников и служащих Молотовского порта. В фондах архива обнаружено временное штатное расписание Молотовского порта на ноябрь-декабрь 1941 года. Согласно документу, коллектив насчитывал 276 человек. К категории руководства, именуемого в расписании "распорядительный персонал", относились 34 человека. Вместе с начальником порта и его заместителем упомянуты главный диспетчер и его команда из трёх человек, старший стивидор и ещё десять его коллег.

А в категории "Жилищный фонд", помимо понятных нам комендантов и уборщиц, значится экзотичная должность кипятильщицы. Таковых работниц по штату было шесть. Жаль, расписание не даёт ответа на вопрос, какие обязанности выполняли кипятильщицы. Не исключено, что они должны были в любое время предоставлять жильцам общежитий кипяток или просто горячую воду. Зарплату каждой из них положили в 160 рублей - минимальный размер жалования. А начальник порта получал больше тысячи целковых (фонд 340, опись 1, дело 2972).

На плечах людей

Как явствует из отчёта о выполнении разгрузочно-погрузочных работ по Молотовскому порту за 1941 год, всего было переработано 15 015 тонн грузов. Из них связанных с морским грузооборотом 13 657 тонн. Есть и раскладка, с помощью чего перемещались грузы. Основная тяжесть легла на плечи грузчиков, отработавших 10 245 человеко-смен. Краны (№ 253, 278, 44, 277 и 255) перенесли 3 152 тонны, судовые механизмы (лебёдки и пр.) - 566 (фонд 340, опись 1, дело 3025).

Молодому порту

Из Архангельска в Молотовск в 1941 году морем были отправлены следующие грузы: лес пиленый - 3 199 тонн, уголь - 2 240, металл - 720. Судя по месяцам транспортировки - июль, август и сентябрь соответственно, они предназначались строго для нужд завода № 402. Скромным был и автопарк Молотовского порта. На 1 января 1942 года насчитывалось 13 единиц автотранспорта. Из них восемь автомашин Горьковского автозавода: ГАЗ-А (легковая), ГАЗ-АА (легендарная полуторка) и пять самосвалов Ярославского завода ЯС-3 грузоподъёмностью по четыре тонны каждый. Общий вес груза, который за раз могли взять все грузовики, - 32 тонны. К сожалению, не удалось обнаружить в архиве, сколько всего перевезли портовые машины в 1941 году. Есть данные только по общему пробегу в последний месяц - 7 905 километров. Вскоре картина изменилась: началась глобальная реконструкция порта. Об этом читайте в одном из ближайших номеров газеты "Северный рабочий"


Tags: Прогулки по окрестностям Северодвинска, Северодвинск
Subscribe
promo kuleshovoleg marzo 23, 2011 23:36 1
Buy for 100 tokens
Уважаемые читатели, я решил начать эксперимент по самостоятельному выживанию за счет блога. Цель - наполнение журнала интересными и эксклюзивными материалами. Если у Вас есть желание поддержать мой блог, Вы можете это сделать следующими способами: Кошелек на Яндекс.Деньги - 4100135737234 Карта…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments