Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Трудная дорога к шельфу. Рем Вяхирев считал, что нефть и газ Севера помогут возродить Россию

Читаем, френдим! sevmash!!!
Рем Иванович Вяхирев… Многие годы это была одна из самых заметных и влиятельных фигур в России. Невысокого роста, но очень подвижный, человек огромной энергетики, на котором невольно концентрировалось внимание и вокруг которого, казалось, все приходило в движение. Именно тогда, в трудные 90-е годы реформ, глава могущественного «Газпрома» нередко появлялся на Севмаше. С именем Рема Вяхирева связаны создание компании «Росшельф», реконструкция предприятия, строительство первой в мире МЛСП «Приразломная».

Председатель правления РАО «Газпром» Р.И. Вяхирев и генеральный директор Севмаша Д.Г. Пашаев при подписании построечных удостоверений на закладке платформы.
Трудная дорога к шельфу_1

Трудной была дорога к шельфу. Непросто было заручиться поддержкой президента и правительства, доказать, что нефть и газ Севера помогут возродить Россию. Непросто выдержать и отбить многочисленные попытки недоброжелателей прекратить проект. Непросто решались на разных этапах строительства платформы вопросы финансирования, а попытки привлечь иностранных инвесторов только затягивали дело. Непросто было выстроить взаимоотношения оборонной и нефтегазовой промышленностей, не было опыта. Реальная жизнь Приразломного проекта преподносила зачастую немало неприятностей, сюрпризов, а смена руководства в верхних эшелонах власти, порой, заставляла решать многие вопросы заново. Но команда единомышленников, радеющих за общее дело, за государственные интересы не опускала руки. К счастью, такие люди в России есть. Можно назвать десятки фамилий из научных кругов, промышленности, бизнеса. На Севмаше хорошо знают Евгения Велихова и помнят Давида Пашаева, Сергея Ковалёва, Рема Вяхирева… Они стояли у истоков.

– Уже был создан «Росшельф», куда вошли 19 крупнейших предприятий страны, проектных организаций, НИИ. Севмаш определен генеральным подрядчиком по изготовлению платформы, а «Газпром» – инвестором строительства. И вот в октябре 93-го вызывает меня Давид Гусейнович и знакомит с решением, подписанным Велиховым и Вяхиревым о выделении «Росшельфу», в том числе и на подготовку к строительству платформы, 22-х млн долларов, – вспоминает Валериан Скалабан, в то время главный технолог предприятия. – Заводские специалисты срочно подготовили схему «Принципиальная технология постройки ледостойких стационарных платформ», и мы с начальником бюро управления технологической подготовки производства Владимиром Волковым были командированы в «Газпром». Вяхирев схему утвердил. Вернулись, а Давид Гусейнович говорит: надо бы наши отношения узаконить. И в марте 94-го появилось генеральное соглашение о совместной деятельности, подготовленное Севмашем совместно с «Газпромом» и подписанное Пашаевым и Вяхиревым. Параллельно шла работа над контрактами о закупке газорезательного, сварочного и испытательного оборудования. В июне 1994 года «Газпром» пригласил меня для окончательного оформления контрактов. К Вяхиреву со мной должны были идти председатель правления «Росшельфа» Борис Александрович Никитин и начальник управления «Газпрома» Владимир Степанович Вовк, но они не смогли. Приехал в «Газпром» один, жду в приемной, а к нему бесконечный поток людей – нефтяники, директора предприятий. Была пятница, на следующий день он должен улетать на конгресс в Италию. Секретарь говорит: если в ближайший час вы к нему не попадете, придет доктор, и Рем Иванович с ним уйдет. Переживаю, и вот наконец-то появляется «окошечко». Захожу, Рем Иванович сидит за столом в рубашке с короткими рукавами, пиджак на кресле. «Ну, что у тебя?» Я разложил уже знакомую ему схему, контракты, начинаю объяснять. В это время раздается звонок, он стал говорить по телефону, а положив трубку, снова посмотрел на меня: «Ну, так что?» Хотел продолжать, а он спрашивает: «Так что я должен сделать?» «Подписать, – говорю. – Рем Иванович, нужна ваша команда, чтобы документы работали». Он взял ручку и на титульном листе контрактов сверху размашисто вывел: «Разрешаю оформить. Вяхирев». Обычный документ в «Газпроме», как и во многих структурах, могли отложить в долгий ящик, а тут была команда к работе. Указания Вяхирева выполнялись беспрекословно.

Трудная дорога к шельфу_2

При подготовке производства к строительству платформы выполнена масштабная реконструкция в цехах 5, 50, КСП, бассейне. Создана новейшая техническая база по переработке и резке металла, поставлены современные линии по изготовлению таврового набора и плоских конструкций, закуплены сварочное оборудование, компьютерная техника, программное обеспечение для проектирования и подготовки производства. В интервью журналу «Нефть и капитал» за 2001 год Давид Пашаев отмечал: «Надо отдать должное «Газпрому»: реконструкция Севмаша осуществлена на его средства, причем средства немалые. Завод стал способен производить то, чего не мог ранее. Мы это оцениваем как проявление государственной мудрости руководства «Газпрома» в то время». Помощь от Вяхирева приходила и в других производственных делах.

– По линии гособоронзаказа Министерство судостроительной промышленности за счет средств госбюджета строило для Севмаша на севастопольском заводе крановое судно грузоподъемностью 450 тонн (у нас самый большой кран был 100 тонн), – вспоминает Сергей Мардаровский, заместитель генерального директора предприятия. – Министерство распалось, и кран готовностью на 60 % оказался в подвешенном состоянии. И не видать бы нам его, если бы Пашаев с Вяхиревым не договорились о достройке кранового судна. Севастопольский завод достроил его за долги Украины за газ. Судно пришло в Северодвинск в 2005 году и использовалось на «Приразломной», и в Мурманск оно уходило вместе с платформой. А мог бы тогда Вяхирев отказать, сославшись на то, что достройка крана – забота наша, судостроителей. Но он прекрасно понимал, что для укрепления морских границ России должны строиться подводные корабли. И это государственный подход по сохранению крупнейшей оборонной верфи страны.

В декабре 1995 года в торжественной обстановке на Севмаше заложена ледостойкая платформа «Приразломная». Трудное, сложное время, не слишком щедрое на хорошие новости, и вот появилась надежда выжить, выстоять, сохранить многотысячный коллектив корабелов. Но не только, конечно, этим исчерпывалось значение происходящего. Перед Россией открывалась перспектива освоения подводных углеводородов Арктики. Были уже открыты Приразломное, Штокмановское, Ленинградское, Русановское и другие месторождения. Выступая перед журналистами на пресс-конференции после закладки платформы, Рем Вяхирев назвал это событие – событием национального масштаба. «Именно шельф, богатый углеводородными ресурсами, способен преумножить благосостояние россиян, сделать страну сильной и экономически независимой», – подчеркнул Рем Иванович.

МЛСП «Приразломная» в Печорском море.
Трудная дорога к шельфу_3

Предстояли долгие годы тяжелого труда для всех – рабочих, инженеров, руководителей. По словам Сергея Мардаровского, несколько лет завод, по сути, жил за счет «Приразломной»: «Финансирование гособоронзаказа тогда либо не производилось, либо заменялось на бумажные казначейские налоговые освобождения, которые у нас забирал «Газпром» и обналичивал. Причем, мы и гособоронзаказ не бросали – тянули на эти деньги. Потом, когда министерство обороны вернуло долги, компенсировали все наши расходы «Приразломной». Отсутствие денежных средств сказывалось и на взаимоотношениях с энергетиками. Огромные долги Архэнерго ставили Севмаш перед угрозой остановки, а на улице морозы под тридцать. Давид Гусейнович вынужден был обратиться к Вяхиреву, и в город пошел мазут: по 2 тыс. тонн в день. Мы с Николаем Григорьевичем Орловым, заместителем генерального директора по производству, вели строгий учет, сколько поступило вагонов, хватит ли их, чтобы не остановить работу завода и обогреть город».

Не проходило и месяца, чтобы кто-то из руководства предприятия не появлялся в «Газпроме». Были и визиты на Севмаш. Олег Коротков, тогда заместитель генерального директора по гражданскому судостроению, как правило, сопровождал гостей по предприятию: «Рем Иванович непременно хотел посмотреть производство, его интересовало все – как идет монтаж газорезательного оборудования в цехе 5, как продвигается строительство платформы в цехе 50. Задавал вопросы. Человек он общительный, демократичный, располагающий к себе».

Именно в те годы заложены основы сотрудничества оборонной и нефтегазовой промышленности. Достаточно вспомнить партнерские отношения с «Севергаз-промом», когда Севмаш взял в производство оборудование для газовиков, а Ухта отправляла ему на льготных условиях пропан-бутан. Одна ниточка потянула за собой другие. Севмаш получает заказы на оборудование для нефтяников Севера и Тюмени, строит нефтеперерабатывающий завод для Харьягинского месторождения. Деловые люди сами находили друг друга, но толчок к сотрудничеству был дан Вяхиревым. Он считал, что нефтегазовая промышленность, определяющая экономику страны, и судостроительная, обеспечивающая стране морскую составляющую, должны быть вместе. А это уже подход государственный. И здесь, думается, уместно дать несколько штрихов из биографии Вяхирева, поскольку время, работа, обстоятельства, круг общения формируют человека, закладывают в нем стержень.

Рем Иванович из семьи сельских учителей, старшеклассником зарабатывал деньги разгрузкой судов на Волге. Выпускник Куйбышевского индустриального института 15 лет работал в объединении «Куйбышевнефть». Потом были Оренбург и Тюмень. В 80-х годах – заместитель министра газовой промышленности СССР. Вместе с Виктором Черномырдиным на базе Мингазпрома создали «Газпром». С поста председателя правления ОАО «Газпром» Рем Вяхирев ушел в 2001 году. Кандидат технических наук, автор более 60 научных работ, статей, монографий. Получил 13 авторских свидетельств на изобретения. Награжден многими орденами и медалями, удостоен премий и почетных званий.

…Трудной была дорога к шельфу. Но платформа дала мощный толчок для развития предприятия. Были выработаны совершенно новые инженерные решения управления проектом. Севмаш приобрел огромный опыт строительства таких сооружений, освоив подводную сварку, сварку порошковой проволокой, научившись вести закупочную политику. Все это успешно применяется и в подводном кораблестроении. А детище северодвинских корабелов – первая в мире морская ледостойкая платформа «Приразломная» сегодня находится на точке в Печорском море, готовится к добыче нефти. Рем Иванович Вяхирев стоял у истоков ее создания, и Севмаш с благодарностью будет его помнить.

Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ.

Фото из архива фотолаборатории Севмаша, О. Перова и А. Луцкова.

Subscribe
promo kuleshovoleg march 23, 2011 23:36 1
Buy for 100 tokens
Уважаемые читатели, я решил начать эксперимент по самостоятельному выживанию за счет блога. Цель - наполнение журнала интересными и эксклюзивными материалами. Если у Вас есть желание поддержать мой блог, Вы можете это сделать следующими способами: Кошелек на Яндекс.Деньги - 4100135737234 Карта…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments