Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Еще ледоколы, больше ледоколов!

Ледокол "Лидер", наконец, перешел в стадию технического проектирования. Что он даст российской Арктике и каких еще ледоколов и судов ледового класса ждет наша страна в ближайшем будущем, читайте в материале от "Корабел.ру".



"Лидерские" качества

В декабре 2016 года давно обсуждаемая идея строительства могучего 110-мегаваттного атомного ледокола "Лидер" стала обретать реальные черты. Крыловский государственный научный центр после долгих исследований и вычислений согласовал с ЦКБ "Айсберг" окончательный облик будущего хозяина Арктики. На этом гадательный этап в духе "будет — не будет" и "а если будет, то каким?" можно считать завершенным. Проекту ЛК-110Я официально дан зеленый свет, концепция его сформирована.

Конструктивно "Лидер" будет представлять из себя атомный турбоэлектрический ледокол мощностью в 110-120 МВт, которую обеспечат две новейшие атомные установки "РИТМ 400", разработанные ОКБМ им. Африкантова. Дискуссия о том, сколько валов должно быть у гребной установки — два или четыре, завершилась в пользу четырехвального варианта с кормовым расположением. Винты, кстати, сделают из графенового материала, благодаря чему лопасти смогут подстраиваться под гидродинамический поток в зависимости от скорости судна. Их разработкой занимается сейчас "Крыловка".

Наибольшая длина судна составит 209 метров без учета выступающих частей, наибольшая ширина – 47,7 метров, осадка по КВЛ – 13 метров. Скорость хода на чистой воде ожидается около 20 узлов, а сквозь двухметровый лед "Лидер" сможет пробиваться на 14 узлах. Максимальная же толщина льда, которую сможет штурмовать ледокол, превышает 4 метра. Впрочем, не стоит думать, что атомоход будет регулярно бороться с ледовыми твердынями таких размеров.

 - Основное предназначение этого ледокола вовсе не в преодолении сверхтолстых льдов. Такие льды в три-четыре метра толщиной вы найдете только в приполюсном районе. Для этого надо забираться на 85-й градус и выше, — объяснил заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Олег Тимофеев, выступая на Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее". — Нет, основное его предназначение — идти в полутора-двухметровых льдах со скоростью хотя бы в десять узлов, для того чтобы достичь эффективной, экономически целесообразной проводки. Задача ледокола "Лидер" состоит в том, чтобы проводить по Северному морскому пути крупнотоннажные грузовые суда шириной по 40-45 метров, поскольку канал за ним будет порядка 50 метров. Это существенно расширит транспортные возможности Севморпути.

2. VI Международный форум "Арктика: настоящее и будущее".


Согласно предположениям специалистов Крыловского центра, появление нового атомохода сделает возможным круглогодичное курсирование вдоль российских берегов Арктики танкеров класса "Афрамакс" с нефтью или газовым конденсатом на борту. Благодаря сверхкрупным размерам эти грузовые суда гарантируют снижение себестоимости транзита по Северному морскому пути.

Если учесть, что этот маршрут сам по себе втрое короче традиционных морских торговых магистралей между Востоком и Западом, то Россия сможет перехватить часть традиционного грузопотока. Часть — поскольку бороться за пальму первенства с Суэцем, понятное дело, никто не планирует. Тем более, что "Лидер" будет строиться в единичном экземпляре, а в одиночку безостановочно водить огромные караваны в обе стороны он все равно не сможет. Но даже сравнительно небольшой кусок торгового пирога для отечественного сектора Арктики уже будет благом.

Подарок под Новый год

Но одним "Лидером" российская Арктика "сыта" не будет. В регионе уже сейчас идет довольно насыщенная экономическая жизнь, для поддержания в активном состоянии которой требуются десятки судов ледового класса и ледоколов. А впереди еще более масштабные планы по освоению северных месторождений на шельфе, строительству военной инфраструктуры и прокладыванию новых коммерческих маршрутов. Следовательно, спрос на ледоколы будет только расти.

На сегодняшний день у нас самый крупный ледокольный флот в эксплуатации (не только атомный, аналогов которому в мире нет, но и дизель-электрический). У нас самые мощные суда, способные работать в сложнейших условиях. И это лидерство поддерживает не только советское наследство, которое рано или поздно выработает свой ресурс, но и, самое важное, программа создания современного ледокольного флота.

3. Спуск на воду атомного ледокола "Арктика" проекта 22220.


Часть из этих новых судов уже сошла со стапелей "Адмиралтейских верфей", Балтийского и Выборгского заводов, часть строится прямо сейчас, часть находится на стадии проектирования. На нашем сайте мы писали про ставший событием 2016 года спуск на Балтзаводе "Арктики", атомохода мощностью в 60 МВт. В спину "Арктике" уже дышат собратья по серии - ледоколы "Сибирь" и "Урал". А под Новый год подарком стал ледокол "Виктор Черномырдин". "Балтийцы" спустили его на воду 30 декабря.

Творение Балтийской верфи станет самым мощным в мире неатомным ледоколом, дотянувшись до показателя силовой установки в 25 МВт. При этом, как сообщает предприятие, ледокол будет крайне маневренным, благодаря инновационной системе электродвижения. На судне будет смонтирована система пневмообмыва корпуса, обеспечивающая подачу сжатого воздуха вдоль борта судна. Это позволит избежать обмерзания корпуса. Есть у ледокола и другие "фишки": система дистанционного позиционирования, два вертолетных комплекса, возможность установки грузового крана высокой грузоподъемности (до 150 т).

4. Спуск на воду ледокола проекта 21180 "Илья Муромец" на Адмиралтейских верфях.


"Адмиралтейцы" прошлым летом порадовали дизель-электрическим богатырем по имени "Илья Муромец", предназначенным для нужд Северного флота. Судно будет многофункциональным и кроме ледокольной проводки сможет взять на себя роль, буксира, спасателя и даже десантного корабля. Для военных моряков это настоящий праздник – ледоколов для них не строили уже 45 лет. При этом в дополнение к "Муромцу" им обещана серия из еще трех аналогичных судов.

Выборг тоже не отстал - разбил шампанское о борт ледокола "Александр Санников", заказанного "Газпром нефтью" для обеспечения транзита нефти с Новопортовского месторождения. И это результаты только одного прошедшего года. В 2017-м перечень побед на фронте ледоколостроения будет продолжен.

5. Спуск ледокола "Александр Санников".


Хитроумные винты и мощные краны

В запасе у России есть еще ряд пока не реализованных, но весьма интересных ледокольных идей. Об одном из них - мелкосидящем ледоколе проекта 22740 для Азовского и Каспийского морей — рассказал Олег Тимофеев.

- Проект его был разработан по заказу Минтранса и успешно защищен в министерстве. До сих пор таких ледоколов в Российской Федерации не строилось и не проектировалось, поэтому нам пришлось создать специальную технологию проектирования этого ледокола. Дело в том, что у него есть ограничения по размерениям для прохода по внутренним водным путям — ширина 16,5 метров, длина 140 метров. Осадку заказчик определили от двух до трех метров. При этом ледокол должен иметь класс Icebreaker 6, который позволяет ломать лед толщиной до метра. Пришлось делать несколько довольно сложных по форме итераций кормовой оконечности. Вплоть до того, что рассматривались варианты с носовыми винтами, — сообщил заместитель гендиректора КГНЦ.

Движительный комплекс в итоге получился хитроумным. Ограничение заставило по минимуму сокращать диаметр винта, в результате чего падала его мощность. Компенсировать эту проблему пришлось подключением дополнительных винтов.

- У нас получилась сложная многовинтовая схема. Для того, чтобы исключить аэрацию винтов, была разработана и применена специальная форма кормы, которую мы запатентовали. И ледокол получился комбинированным: бортовые классические валы с небольшой веерностью и ДП с винторулевыми колонками с суммарной мощностью, выдаваемой на движительный комплекс, чуть больше шести мегаватт, то есть по полтора мегаватта на каждый винт, - пояснил Олег Тимофеев.

6. "Крыловский государственный научный центр".


Еще один концептуальный проект ледокола создан ЦКБ "Айсберг". Это многофункциональный атомоход оффшорного типа мощностью 40 МВт и водоизмещением около 20 тыс. тонн, предназначенный для работы на арктическом шельфе. По заявленным характеристикам он будет обладать неограниченной дальностью плавания, способностью ходить во льдах порядка двух с половиной метров, ресурсом работы без перезарядки топлива в семь лет. Сердцем его станет реакторная установка "РИТМ-200Б".

На основе базового проекта 10570 может быть построена целая линейка судов - ледокол с малой осадкой, ледокол-снабженец с функциями буксировки и якорезаводки, ледокол для инспекций, технического обслуживания и ремонта подводных нефтегазодобывающих сооружений, ледокол для стимуляции добычи углеводородов, ледокол для проведения сейсмических исследований по поиску нефтегазовых месторождений.

В реализации этого проекта заинтересован "Атомфлот". Уже даже есть примерная дата, когда ледокол может поступить в эксплуатацию, - 2022 год. Обойдется его техническая разработка в 800 млн рублей.

7. Ледокол "50 лет Победы". Фото dmitry_v_ch_l


Кроме ледоколов в Арктике ходят еще и суда ледового класса — танкеры, снабженцы и т.д. О том, каких еще судов не хватает нашему Северу, "Корабел.ру" спросил Алексея Чернова, научного сотрудника отдела ледовых качеств судов Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

- В России на данный момент все более-менее неплохо обстоит с ледокольным флотом. Есть программы, по которым он сейчас очень активно обновляется, есть новые дизельные ледоколы. Но вот чего у России реально нет, так это серьезных крупных и мощных судов технического флота ледового плавания. Нет мощных крановых судов ледового плавания. Нет буровых судов, которые могут работать в тяжелых ледовых условиях. А это очень сложные суда с высокой добавленной стоимостью, - говорит специалист ААНИИ. - У нас по сути из серьезных ледовых судов технического назначения — только атомный лихтеровоз "Севморпуть".

8.Атомный лихтеровоз "Севморпуть".


Это именно то направление, где отечественная промышленность, не только судостроительная, но и сопутствующая, могла бы занять и освоить большую нишу, считает Алексей Чернов. Крановые суда большой мощности, не имеющие ледового класса, есть за рубежом - их можно использовать в качестве прототипа, брать общие требования, а ледовый функционал вполне может быть российский, потому что у нас есть школа и опыт такого плана.

 - Кроме того, буровое судно или крановое судно даже ледового класса можно использовать в любой другой акватории. Оно в этом плане абсолютно универсально. Это хорошее, перспективное направление, — уверен он.

Ренарт Фасхутдинов
Tags: Освоение Арктики

Recent Posts from This Journal

promo arhview 22:22, tuesday 8
Buy for 110 tokens
Вот так, по мнению доблестных спецслужб, улучшается позитивный образ региона... http://chegevara29.livejournal.com/197489.html "На прошлой неделе у меня зазвонил телефон. Кто говорит? ФСБ. Неожиданно, голос в телефоне представляется сотрудником ФСБ, спрашивает, не могу ли я подойти к…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments


Ну и по мелочи: здоровья, любви, приключений и материального благополучия !

p.s. Из за переноса серверов ЖЖ в Россию, понемногу активизирую свой блог на платформе Google Blogspot - sedov10. blogspot.ru. Заглядывайте, если понравится - подписывайтесь. По моему скромному мнению - Блогспот на текущий момент самая удобная и стабильная блог-платформа в мире.
Запланировал своё участие в испытаниях "Ильи". Теперь, главное, что бы ничто не помешало.
Ого! Вот бы мне туда попасть.
йопаные идиоты ...место того что бы делать жизнь людей лучше они придумывают х тню что бы вопили от тоски северные медведи .шо за срана ..куда ни придем так везде насрем
то есть нахер развивать промышленность, нехер строить и развивать порты, нафиг жителей заполярья и тп.

или проще - нафиг нам зарабатывать деньги, давайте тратить и жить в дерьме. а потом стонать, что ничего не делаем и ничего не развиваем
нехер пытаться бить членом по луне когда можно пойти на свой огород поправить забор и посадить картоху...ватный ты дегенерат
Почему то животные, типа тебя, когда рулили страной в 90-х только хуем груши околачивали. Раздаватели бабушкам блядь, дегенераты.
Типа меня?
Олег, что Вы, это комментарий на реплику общечеловека-неваты, уровнем выше.

Хорошие карточки, у некоторох граждан почему то засело в мозгах, что наука, экономика и производство- это айфоны в Китае клепать.
так ведь ты тут бьёшь членом по луне и не поправляешь забор на огороде. я вот показываю людям, что промышленность работает, люди получают зарплату, а не сидят как в 90х без денег в холоде.
дегенерат ....ты ...я представляю промышленность и мы без работы с ноября сидим а делаем более полезные вещи чем такую хуню про которую ты сявка подколодная статейки чирикаешь за деньги
ну вот и причина негатива - не платят вам, за то что луну бьете тем, о чем сказали выше

Anonymous

January 3 2017, 17:18:34 UTC 3 months ago

О пля, интелектуал, сидит, царапает букафки на клавиатуре, о том что ничего стране не надо, только бы картохи, да гавна по больше чтобы картоха росла по гуще. А ничего что ты живешь в мире, со страшной скоростью пожирающем полезные ископаемые? И ты, "умник" из промышленности вот прямо сейчас пользуешься благами этого мира, лупишь по клавишам которые так то - результат переработки нефтепродуктов, лупишься в монитор, который светится потому что где-то природный газ нагрел водичку в котле, пар сработал на турбинке и генератор выработал эл. ток. Так вот, ресурсы на суше иссякают, если сейчас место в арктике не займем, то гдеж тф будешь брать ресурсы, которые тебе так нравятся? Обменяешь на свою картошку? Думаешь много за нее получишь? Давай не утомись, аграрий со своей картошкой.
Олег, неприятно в комментариях к такой записи читать матерщину от не-пойми-кого.
Я решительно за чистку.
+13!
И я за чистку! Таких обкуренных матершинников уже зачищают. -)) Но он сие ещё не знает (потому шо больной не только на голову,головку,но и на яйца).
заминировать бы там маршруты, хрен протралишь.
Не понял, что за якорь у "Ильи". Разборный верп временный, что ли?
Размах строительства потрясает, конечно.
Наверно. На "Арктике" тоже временные. Это для спуска на воду ))
Олег, приветствую!
Немного поворчу по стариковски.
"Нравятся" мне эти рассуждения теоретиков, слабо представляющих себе мореплавание в Арктике.
Лидер, конечно хорошо, никто не спорит. Но для успешного движения каравана в Арктике нужны суда, способные идти за ледоколом. Ну, надеюсь ко времени его постройки и суда будут соответствующие. Сейчас суда уже в два раза ныне существующих ледоколов , порой застревают в канале за ледоколом. Канал ведь чаще сжимается за кормой ледокола, чем сохраняется той же ширины, что и корпус ледокола. Мы и сейчас, далеко за пределами приполюсного района штурмуем ледовые преграды, порой, больше 5 метров.
А фраза "Творение Балтийской верфи станет самым мощным в мире неатомным ледоколом, дотянувшись до показателя силовой установки в 25 МВт. " меня вообще повергла в шок. Еще в далеком 73-м году прошлого века был построен дизель-электрический ледокол "Ермак", потом еще 2 его собрата, все они в строю и сейчас и имеют мощность 30 Мвт. Хотя переход каравана л/к "Капитан Драницын" в Певек показал, что мощь ледокола ничего, без мастерства судоводителей. По отзывам дошедшим до нас, более слабый "Драницын" работал намного эффективнее "Адмирала Макарова".

А по поводу картофельного комментатора вспомнил недавно услышанное - одно рабочее место на судоверфи даёт 7 рабочих мест в смежных областях. Ну, а то, что без работы и обеспечения наших северных территорий нам не обойтись, это нормальным и так понятно.