Фото Флота (kuleshovoleg) wrote,
Фото Флота
kuleshovoleg

Разговор по душам с командиром атомного подводного ракетоносца

Повтор материала* Пожалуй, эта военная профессия - одна из самых секретных, сложных и в то же время романтичных. Может быть, именно море, безбрежное и могучее, безжалостное и нежное одновременно, накладывает свой отпечаток на этих людей. Нередко свою судьбу они выбирают ещё в детстве, глядя на службу отцов и дедов. Так случилось и с героем моей публикации, командиром АПЛ "Тула" Константином ГОЛОВКО.



- То, что после окончания средней школы я решил поступать в училище ВМФ, никому в семье не показалось удивительным, так как я подводник в третьем поколении, - рассказывает Константин Владимирович. - Отец, конечно, одобрил моё решение, а мама переживала: не самая безопасная профессия, но со временем она и вся семья привыкли к моей работе и воспринимали спокойно, а отец ещё и с гордостью.

А до этого момента в судьбе нынешнего командира подводного крейсера была школа, переезды из Полярного в Мурманской области, где он родился, в Западную Лицу и Гаджиево, где служил его отец. В 1996 году Константин окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола в Санкт-Петербурге и по распределению попал в Гаджиево на атомный ракетоносец проекта 667 БДР "Рязань", на котором дослужил до должности командира корабля.

- Когда "Рязань" перевели на Тихоокеанский флот, меня назначили командиром подводного крейсера "Екатеринбург" (проект 667 БДРМ). Сейчас прохожу службу в Северодвинске: мой экипаж АПЛ "Тула", того же проекта, что и "Екатеринбург", обеспечивает ремонты и восстановление технической готовности кораблей дивизии Северного флота.

Отец, Владимир Головко, служил на дизельных и атомных подводных лодках. В должности командира К-502 проекта 671 РТМ совершал походы в труднодоступные и до сих пор малоизученные районы Арктики. В 1985 году участвовал в операции "Апорт". На пике "холодной войны" американские атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами заняли свои позиционные районы в Северной и Центральной Атлантике. В ходе масштабной операции силы ВМФ СССР выявили эти районы и вскрыли систему охраны ПЛАРБ США, убедительно доказав вероятному противнику, что для его подводных ракетоносцев в Атлантике безопасных мест нет. Вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.

2. Прибытие АПЛ "Тула" на ремонт.


- Константин Владимирович, что тяжелее всего на боевом дежурстве: не в связи с ответственностью, а постоянно, в быту, у пультов, в жизни под водой?

- Пожалуй, соотносить повседневную жизнь на подводном крейсере с тем чувством опасности, которое всё равно должно присутствовать в душе, чтобы не было чрезмерного расслабления экипажа. Ощущение близкой опасности не превалирует в жизни подводников, но необходимо постоянно помнить, что специальность эта сложная. Условия, где мы выполняем задачи, тоже: мы отдалены от берега, иногда находимся в арктических районах, поэтому чувство опасности должно не угнетать деятельность моряка, а наоборот, стимулировать на изучение своей специальности, на ответственное несение вахты.

3. Отец - Владимир Головко служил на дизельных и атомных подводных лодках.


- Экипаж на базе и в походе - это действительно два разных экипажа? Меняются ли в море отношения, привычки, обращение друг с другом?

- Нет, я бы так не сказал. Деятельность командования и должна способствовать тому, чтобы личный состав сплачивался не только в море, но и в первую очередь на берегу. В море не так много времени для решения психологических вопросов, весь морально-психологический климат для выхода в море закладывается на берегу, то есть люди хорошо узнают друг друга, привыкают друг к другу, каждый узнаёт, кто на что способен и что от кого ожидать, в том числе где слабые места человека по специальной подготовке и сильные стороны. Во время выхода в море всё это уже учитывается. Экипаж готовится на берегу, а в море решает конкретные задачи.

- Бывало такое, что вы увидели офицера или мичмана и сразу поняли: с ним я в море не пойду?

- Нет, такого не было, и в первую очередь это заслуга психологической службы, которая работает на соединениях подводных лодок. Она заранее ограждает таких людей, которые могут подвести в море, или ненадёжных людей от службы в экипажах подводных лодок.

Дед Владимир Головко (на снимке) родился в потомственной шахтерской семье. Работал на шахте. С объявлением партийного призыва на флот переведен на обучение в ВВМУ им. Фрунзе. Служил на Тихоокеанском флоте на подводных лодках, в годы войны - в соединении строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. Вышел в отставку в звании контр-адмирала.

4. Дед Владимир Головко (на снимке) родился в потомственной шахтерской семье.


- Несомненно, профессия подводника накладывает отпечаток на всю семью.

- Семья должна с пониманием относиться к тому, что мужчина, который служит на подводной лодке, да и вообще на кораблях Военно-морского флота, имеет ненормированный рабочий день, часто отсутствует дома, не всегда может по-участвовать в школе на утреннике, в детском саду. Не всегда есть возможность летом съездить всем вместе в отпуск. Семья очень часто существует автономно, отдельно от папы, который служит на подводной лодке. Близкие к этому привыкают.

- Если ваш сын скажет: папа, хочу стать подводником, будете отговаривать?

- Я уже сейчас рассказываю своим детям о подводных лодках, о службе на подводном флоте, но не с целью сформировать желание стать военным моряком, а с тем, чтобы мой сын принял решение пойти по моим стопам, уже понимая, какая перспектива его ждёт.
Я положительно отнесусь к такому выбору сына, но пока ещё решение окончательно не принято. Когда я поступал во флот, ситуация в стране и армии была тяжёлая. А сейчас, когда ВМФ пополняется новой техникой, новыми кораблями, развиваются вооруженные силы, я думаю, что это будет хорошим выбором - продолжить семейную династию и стать офицером-подводником.

Олег КУЛЕШОВ

PS: zvezdochka_ru наконец получилось ;)


Tags: Интервью, Проект 667БДРМ. "Тула"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kuleshovoleg march 23, 2011 23:36 1
Buy for 100 tokens
Уважаемые читатели, я решил начать эксперимент по самостоятельному выживанию за счет блога. Цель - наполнение журнала интересными и эксклюзивными материалами. Если у Вас есть желание поддержать мой блог, Вы можете это сделать следующими способами: Кошелек на Яндекс.Деньги - 4100135737234 Карта…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment